воскресенье, 10 февраля 2019 г.

Сергей Довлатов

Sergeidovlatov.com

Библиография
1977 - Ремесло (1975-1976). Мемуары Сергея Довлатова (часть фамилий изменены). Первая часть писалась в 1975-76 годах в Ленинграде и являлась заключительной главой оставшегося в рукописи романа «Один на ринге». Это первая книга писателя, изданная на Западе («Невидимая книга». — Ann Arbor: Ardis, 1977). Её текст для «Ремесла» существенно переработан. Присутствует 30 вставок из «Соло на ундервуде». Вторая часть писалась в 1984-85 годах и посвящена жизни в США и создании газеты «Новый американец». В ней присутствуют 24 вставки из «Соло на IBM» (озаглавлены «Соло на ундервуде» и около половины не вошли в окончательную редакцию), а также парафразы из эссе, вошедших в сборник «Марш одиноких».
1980 - Соло на ундервуде (1967-1978). Записные книжки, которые Довлатов вёл в 1967—1978 годах, впервые опубликованные в 1980. Для изданий 1983 и 1990 были отредактированы. Тут приводится последняя редакция. Некоторые зарисовки включены в «Невидимую книгу» (1977). Хотя эпизоды в целом достоверны, все слова в предложениях начинаются с разных букв, согласно постоянному принципу Довлатова, поэтому реплики других людей парафразированы[2][3]. В 1990 году издано продолжение — «Соло на IBM».
1981 - Компромисс (1973-1980). Сборник из 12 рассказов («компромиссов») Сергея Довлатова. Они создавались в 1973—1980 годах, а в единую повесть собраны в 1981.
1982 - Блеск и нищета русской литературы. Лекция, впервые опубликованная 30 марта 1982 года в последнем номере (111) газеты «Новый американец».
1982 - Зона. Записки надзирателя. Повесть, впервые опубликованная в 1982 году. Состоит из четырнадцати эпизодов, которые создавались как самостоятельные рассказы и большей частью печатались в периодике. Их названия по порядку чередования в книге: 1. «Иностранец», 2. «Чудо МИ-6», 3. «Голос», 4. «Медсестра Раиса», 5. «Марш одиноких» (первоначально «Купцов и другие»), 6. «У костра», 7-9. «Капитаны на суше», 10. «На что жалуетесь, сержант?», 11. Случай на заводе», 12. «Я — провокатор», 13. «Представление», 14. «По прямой» (первая зарубежная публикация Довлатова, «Континент», 1977, № 11). Самые ранние их варианты (№ 2, 4-9, 11, 12) написаны в 1965-68 годах вскоре после демобилизации Довлатова из ВОХРы, где он служил в 1962-65. Последним написан «Представление» (1984) — его автор считал в своей новеллистике лучшим
1983 - Заповедник (1977-1978). Повесть. Первый вариант написан в 1977-78 гг. в Ленинграде. Окончательный вариант опубликован в 1983. Импульсом к созданию явилась работа Довлатова экскурсоводом музея-заповедника «Михайловское» в 1976-77 годах.
1983 - Марш одиноких (1980-1982). Сборник из 66 избранных эссе и фельетонов, печатавшихся в еженедельной газете «Новый американец» («Новый свет»), где в 1980 — начале 1982 года Довлатов был главным редактором и вёл рубрику «Колонка редактора». Назван по одноимённому рассказу, включённому в «Зону» и там заголовок утратившему. Впервые опубликован в 1983 году. Все статьи названы по первым словам. Здесь расположены в авторском порядке.
1984 - Иная жизнь. Сатирическая короткая повесть 1967 года, «философическая ахинея» по авторскому определению. Первоначально называлась «Отражение в самоваре». Впервые опубликована в 1984 году
1985 - Иностранка. Повесть. Первая художественная книга автора о жизни в Америке.
1985 - Демарш энтузиастов. Совместный сборник, куда вошли рассказы Сергея Довлатова (написаны в середине 1960-х, потом перерабатывались), произведения Вагрича Бахчаняна и Наума Сагаловского. Название пародирует известную песню «Марш энтузиастов».
1986 - Чемодан. Сборник из 6 рассказов.
1987 - Филиал. Повесть. Американская линия сюжета описывает международную конференцию «Русская литература в эмиграции: Третья волна», прошедшую в мае 1981 в Лос-Анджелес, любовная линия — фрагменты ненапечатанного романа «Пять углов». Некоторые мысли — из записных книжек, опубликованных позже как «Соло на IBM».
1989 - Наши. Художественные мемуары. Первое предполагавшееся название — «Семейный альбом». Главы печатались в периодике в первой половине 1980-х как самостоятельные рассказы
1990 - Соло на IBM. Записные книжки, которые Довлатов вёл в эмиграции в 1979-90 годах, изданные в 1990. Продолжают «Соло на ундервуде». Многие зарисовки включены в произведения дословно и парафразно, например, в «Невидимую газету» (1985), «Филиал» (1987). Хотя эпизоды в целом достоверны, все слова в предложениях начинаются с разных букв, согласно постоянному принципу Довлатова, поэтому реплики других людей парафразированы

Критика
Дмитрий Быков - Компромисс (Русский Пионер # 57, 09.09.2015)
Довлатов, в принципе, безвреден, поскольку утоляет потребность обывателя в высоком, а удовлетворять ее обязательно надо: лучше пусть читают Асадова, чем слушают «Ласковый май» или, не дай бог, впадают в фошызм. Нужны, однако, люди, которые бы напоминали обывателю, что удовлетворение его потребностей не есть главная задача литературы; что байка — дембельская, морская или эротическая — не высший жанр прозы; что теплохладность, как мы помним, никогда не была христианской добродетелью!
Афиша Воздух. Заповедник. Был ли Довлатов великим писателем? Дискуссия Антона Долина и Анны Наринской
Как я вернулась в Россию из Америки в 93-м. Уезжала я из страны, где Довлатова знала я и несколько моих знакомых, а вернулась туда, где практически в каждом доме лежали белые с рисунками митьков томики Довлатова. Он вдруг оказался прямо-таки иконой. И, да, тогдашний хайп вокруг Довлатова был чрезмерным. В каком-то смысле ему вредящим, потому что после такого часто наступает разочарование. И, конечно, дело здесь во многом в том, что Довлатов — достаточно доступный писатель. Довлатова может прочитать и понять любой человек, притом что это, безусловно, литература. Ну и конечно, все эти отличные штуки, истории про пьянство и так далее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий